пятница, 07 сентября 2012
Оригинал взят у
bukvaster в
О ремесле, проволоке и словаках в РоссииСколько же на свете существует ремёсел, о которых мы не догадываемся, забыли или знаем страшно мало. И как причудливо, будто тонким проволочным кружевом, переплетаются судьбы ремесла и ремесленников, мальчишек из маленькой деревни и больших исторических событий в летописи народов - венгров, немцев, русских и американцев...
Словацкие бродячие ремесленники, кочующие в поисках работы, перешли границы своего региона, повлияли на культуру многих народов и покорили свет. Мастера Европы, Австралии, России и Америки заимствовали у них мотивы и технологию изготовления оригинальных, не на что не похожих изделий. Своим ремеслом эти люди обогатили мировую культуру, а мир сделал многих из них богачами. Все они начинали малолетними мальчишками и просто искали взможности выжить.
читать дальше, много букв и фотографий
Ремесло плетения из проволоки возникло довольно недавно - примерно в XVIII столетии где-то на севере, северо-западе современной Словакии. Было оно исключительно утилитарным. Медники (мастера, работающие с металлом) занимались изготовлением мышеловок, клеток для птиц, сит, корзин, крюков и ремонтом (оплетением) треснувшей керамики. Обычно это были самые бедные люди из деревень с неурожайной землей.
Зачастую в поисках работы мастера уходили из дома на 2-3 года (обычно перед уходом давали обет не пить и не забывать свою семью). Путешественники, проезжающие словацкие деревни в те времена, замечали, что населяют провинцию преимущественно женщины, старики и дети.
В начале ХХ века с развитием промышленности прикладной характер ремесла потерял актуальность - и в течение ХХ века плетение из проволоки прошло путь от утилитарного занятия до искусства.
В начале ХХ века в Словакии работало около 5000-10000 медников (ремесленников, работающих с металлом). Если некоторые в поисках зароботка ходили от деревни к деревне, многие из них выбирались в путь за границу, иногда очень и очень далеко от дома.
За границей слово "дротар" (от слова "дрот", проволока, то есть медник или лудильщик) было синонимом словака.
Словацкие лудильщики чаще всего уходили за работой в Венгрию, Литву, Швейцарию, на Балканы и даже в Китай и Австралию.
Словацкий медник Й. Милучки (J. Milučký
из деревни Вельке Ровне
Источник.
В зависимости от вида проволоки медники носили её по-разному. Черную толстую проволоку носили скрученной колесом на плече, мотки меньшего размера из более тонкой проволоки носили на ремне или на запястье, самую тонкую проволоку носили на шляпе.
В рюкзаке медники как правило носили молоток, шило, миниатюрную наковальню, ножницы по металлу, клещи, долото, плоскогубцы и приспособление для скручивания проволоки в пружину.

Медник за работой, Польша.
лудильная мастерская в Германии, Jost Amman, гравюра на дереве, 1568 г.
Источник 1, 2, 3
Больше всего медников было в Германии, Польше, Австрии, США и России.
Медная лавка мастера Биешчара (Bieščár) в Лос-Анжелесе.
Источник
Особенно благоприятные условия для быстрого развития ремесла оказались в России: отсутствие конкуренции, огромный потенциальный рынок, близкая речь и культура, а главное - острая нехватка местеров как результат технического отставания России.
Словацкие лудильщики начали появляться в России (и на Кавказе) с 1849 вместе с русскими войсками, которые возвращались из Австрии (помогали подавлять венгерское восстание).
Первыми городами России, где осели медники, были Москва и Петербург. Одиночные ремесельники в конце ХIХ века в России стали объединяться в мастерские и заводы. Они производили и бытовую, и промышленную продукцию. Обслуживали и военный рынок (война с Турцией и Японией во время Первой мировой войны). Крупные долгосрочные государственные заказы и помогли словацким лудильщикам из самых бедных людей стать миллионерами.
Такими, например, были Штефан Гунчик и Имрих Крутошик (Štefan Hunčík a Imrich Krutošík).
Первая московская фабрика металлических изделий, которой владели Гунчик и Крутошик была самой большой медной мастерской в Москве, а наверняка и во всей России. Перед Первой мировой войной в ней работало более 400 рабочих.
Эти мастерские были оборудованны по последнему слову техники. В начале ХХ века в них использовали собственную машину для производства электричества.
Вместе с другими медными мастерскими фабрика Гунчика-Крутошика была поставщиком Царского двора.
Поставщиками царского двора также были мастерские словаков Белона в Тбилиси, Гашпара Ковача в Туле, Винцента Корчека в Оренбурге (его мастерскую посещал царь).
Лудильные мастерские, основанные словаками, работали по всей России -Одессе, Туле, Киеве, Самаре, Харькове, Волгограде, Ростове-на-Дону, Севастополе, Симферополе, Омске, Томске, Иркутске, Владивостоке...
Фабрика Й. Белона и Й. Кноцика (J. Belon a J. Knócik) в Баку обслуживала нефтяную промышленность. Йозеф Табачик, Павол Корнян, Балтазар Шутарик работали в Иркутске, Омске и Харбине (Jozef Tabačík, Pavol Korňan, Baltazár Šutarík), они производили сигнализации для Транссибирской магистрали. В Петербурге перед Первой мировой войной работало более 10 лудильных мастерских. Самыми большими из них были мастерские Имриха Кадака, Павла Дюриша и Штефана Рудинского, артель которого ремонтировала и поставляла посуду на царский двор.
Выпускали они и золотые и серебряные самовары.
Были среди словацких медников и такие, которые в течение пары десятилетий достигли самых вершин общества.
Таким был Имрих Дотчар из деревни Высока над Кисуцоу. Он начинал как хозяин маленькой мастерской в Самаре, затем выиграл конкурс на право чистить и ремонтировать керосиновые лампы общественного освещения, а позже стал единственным предпринимателем, обслуживающим лампы в Самаре и нескольких других соседних городах. За свою щедрость (один час в день лампы города горели бесплатно) Имриха Дотчара прозвали в Самаре господином света (pán svetla).
Позже, чтобы получить собственый керосин, Дотчар выкупил в Баку несколько нефтяных месторождений, построил перерабатывающий завод и начал вывозить бакинскую нефть в Америку.
Еще одним примечательным медником был Александр Куруцар (Alexander Kurucár), он получил титул царского тайного советника.
Расцвета своей деятельсти словацкие лудильщики достигли в начале ХХ века.
После начала Первой мировой войны, как и многих граждан Австро-Венгрии, их должны были выслать в Сибирь. В итоге высланы били только мужчины от 18 до 48 лет венгерской и немецкой национальности. По царскому манифесту от 12 августа 1914 года гражданам неприятельских государств, принадлежавшим к славянским народам, предоставлялась свобода перемещения. Несмотря на это, уже тогда многие словацкие лудильщики приняли решение вернуться на родину.
Октябрьская революция окончательно обозначила конец их предпринимательской деятельности в России. Заводы были национализированы, а их хозяева убегали домой с царскими рублями, на глазах теряющими цену.
Правительство первой Чехословацкой республики оценило свои убытки, причиненные революцией, в 6 миллиардов чехословаких крон. Из этой суммы ущерб медников оценивался на 2,5 миллиона рублей.
Словацкие медники, впрочем как и многие другие предприниматели-иностранцы, никогда не получали никакой компенсации от Советсткого правительства.
Гражданская война также разделила оставшихся в России словаков, как разделила и русских. Ян Ткачик стал подполковником Красной армии, медник Йозеф Ковачик был убит около Краснодара в бою с корниловцами.
Большинство же словацких мастеров вернулось домой в родные деревни.
Йозеф Белон (Jozef Belon), известный при царском дворе, и Алойз Куруцар ( Alojza Kurucára), финансовый губернатор Кавказа (?) вернулись из Петербурга в свою деревню Вельке Ровне, откуда когда-то ушли 10-12 летним мальчиками.
В деревнях лудильщиков говорили на многих языках - русском, финском, немецком, испанском, хорватском, грузинском.
Не найдя достаточно работы у себя на родине многие мастера продолжили кочевать.
Павел Гозак в начале ХХ века был успешным медником в Петербурге.
Правнуки Павла Гозака продолжают почти трехсотлетнюю традиию рода и работают медниками в Лондоне.
По ссылке можно прочитать о Павле Гоза (правнуке Гозака).
На фотографиях экспонаты единственного в мире музея, посвященному ремеслу плетения из проволоки.
Словакия, Поважский музей в г. Жилина

Уникальная люстра из проволоки.
Была изготовлена в 1942 году неизвестным автором. Высота 1,60 м, вес 12 кг

Современные примеры:
Процесс изготовления миски из проволоки:
@темы:
Тематическое,
другое железное
Кстати, вот мой личный косяк: при всём историзме того, чем мы занимаемся, этот аспект остался вообще не освещенным.
likratowa, я исторический задрот увлекающийся историей костюма, украшений, мебели и прочего)))
Могу например раз в неделю делать обзор по какой нибудь исторической справке, если интересно, конечно)))
Можно даже такой тег сделать - "историческая справка"
А эта представленная вещь очень интересная и полезная) Спасибо.